Дегустация Шардоне в «Винолюбе»

 

Приветствую, друзья! 🙂

Есть у нас такое сообщество любителей вина, Винолюб называется. У него есть своя страничка в Фейсбуке. Вчера ребята проводили дегустацию Шардоне, на которой были представлены в основном европейские вина. Ведущим дегустации был обладатель титула «Лучший сомелье Украины 2011» Олег Кравченко. На этой дегустации побывал и я, и хочу вам про неё рассказать.

Сразу предупреждаю: отчёт не будет носить официального характера, не все представленные вина удалось точно записать и, тем более, сфотографировать. Так что если увидите неточности — не пинайте, а пишите что исправить! 🙂 Да и само мероприятие не было похоже на официальную дегустацию, типа как на «Золотом Грифоне», оценки не выставлялись, но вина обсуждались! Больше напоминало дружескую вечеринку по поводу Его Величества короля белых сортов винограда — Шардоне. 🙂

Изюминкой дегустации были т.н. «угадайки»:  вина вслепую с вопросом — что же это такое? Мнения? Варианты? В этот раз в угадайку попали гаражные вина из шардоне (моё и Бейкуш вайнери), российское Гай-Кодзор (Краснодар) и интересный образец от Димы Толмачёва, о котором скажу в конце.

 1. Образец 1 (Шардоне от Бейкуш вайнери).

— Цвет: золотистый.

— Аромат: сортовой Шардоне, персик, дыня.

— Вкус: тельное вино, маслянистое, характерное для сорта, сливочные тона с лёгкой горчинкой в послевкусии. Молодое. Сбалансированное. Довольно неплохое.

Правильно определили, откуда это вино, только присутствовавшие на дегустации «гаражисты»: я, Саша Ламаш и Саша Приходько.  🙂 У профессионалов винного бизнеса вариантов было много: и Пьемонт, и Новый свет, и даже Венгрия… Однозначны были в одном: южное вино. Из недостатков отметили не особую выраженность, отсутствие чёткого характера у вина.

К сожалению, я поздно сообразил, что моим фотоаппаратом-мыльницей можно снимать видеоролики, как и то, что можно заказать пиццу Киев и разнообразить стол, и сделал это уже в конце, когда опоздавшему Диме по традиции наливали «штрафные»: в ускоренном порядке он проходил дегустацию, а весёлая и «тёплая» компания, которая уже знала что к чему, по-доброму веселилась. 🙂

Итак, самая концовка его высказывания про «образец №1»:

Ну не угадал. 🙂

 2. Образец 2 (Шардоне от Гай-Кодзор).

— Цвет: тёмно-золотистый.

— Аромат: сногсшибающий аромат сельской маслобойни! 🙂 Причём давящей масло из поджаренных семечек. Через несколько минут он уходит, переходя в более лёгкий аромат халвы, проступает аромат ананаса.

— Вкус: беднее аромата. Пустоватый, простой, с сортовыми нотками. Сильная горчинка в послевкусии.

Вариантов у народа было много, но опять только виноделы-гаражисты почти угадали: Украина! Ну Кубань, ладно — но тоже похоже! 🙂

 3. Образец 3. (моё Шардоне-2011).

— Цвет: золотистый с розовинкой.

— Аромат: сортовой, семечки, персик, барбарис.

— Вкус: полусухое вино, сливочные нотки, дуб.

Вино определили как без дефектов, но и без стиля.

Должен сказать, что неожиданностью для собравшихся было именно то, что вино полусухое. Об этом не предупредили, и на лицах собравшихся было написано в основном недоумение, что, по моему мнению, не лучшим образом повлияло на восприятие вина. Но может, это во мне говорит пристрастность автора! 🙂

А вот дегустация Димой этого вина:

Как всегда бывает, в самый неподходящий момент пришлось менять батарейки…

И пару слов о нём от Игоря:

Происхождение вина снова правильно определили только гаражисты Александры. 🙂

Начали обсуждать: почему безошибочно определяют происхождение этих вин только местные виноделы? На что Саша Ламаш дал простое объяснение: в отличие от других участников, нам приходится в основном пробовать именно вина местного производства, мы знаем их общие недостатки и отличительные черты, потому и сразу узнаём! 🙂

Резюме этой части дегустации. Довольно высоко оценили Шардоне от Бейкуш вайнери. Как сказал один из участников (Игорь): если это вино — украинское, значит, у винодела уже есть чему поучиться! Российское Шардоне признали откровенно слабым. И по своему интересным признали моё вино, но, как мне показалось, именно его типаж выбился из колеи дегустации и был не до конца понят.

4. К сожалению, фото четвёртого образца я не сделал, и не нашёл его у коллег. Пишу в транскрипции по памяти, пусть меня поправят присутствовавшие. Бургундия, Кот’Шаленез, Венерон-де-Букси 2007 год.

Это вино сразу позиционировало себя как качественное, выдержанное в дубе Шардоне.

— Цвет: золотистый с зеленцой.

— Аромат: классический Шардоне, свежий, выраженный, тонкий.

— Вкус: сбалансированный, классический, без изъянов. Послевкусие долгое, ощущаются интересные гудронные тона.

 

 5. Пфальц-Шардоне. 2010 г.

Как пишет производитель на этикетке, выдержанное в стали и дубе.

— Цвет: зелёно-жёлтый.

— Аромат: свежий, лёгкий, минеральный.

— Вкус: мягкий, явно слышны нотки дуба и ЯМБ. После того, как подышало, вкус немного улучшился: ушло ЯМБ,  стал более выражен сортовой характер. Но все равно, на фоне предыдущего вина намного слабее. Явно не стоит тех 200 грн., которые за него просят на прилавке.

 

 6. Шабли. Брокар Премьер крю. 2007 год.

Не буду описывать это вино, пока не сумею «как надо». Отличное вино, все сортовые качества Шардоне прекрасно выражены.

Вкус свежий, полный, долгое послевкусие с лёгкой горчинкой.

Цена этого вина 300+ грн.

Как высказались более опытные участники дегустации, если сравнить цены на Премьер крю и Гранд крю, складывается такое впечатление, что Гранд крю сильно переоценен…

 

 

 7. Вино родом из США, винодельня Кэндал-Джексон, калифорния. Шардоне + Семильон, 2008г.  Топовая линейка.

— Цвет: золотисто-зелёный.

— Аромат: сортовой, сливки, тона выдержки.

— Вкус: превалирует ваниль (фр. дуб), сливки, свежесть, остаточная сладость — непонятно, сахарная или глицериновая, округлое.

Как пишет производитель, вино выдерживалось на осадке (сюрлей) с ежемесячным батоннажем. Правда, не пишет, сколько длился сей процесс. 🙂 Хорошее вино, но как на меня, передержано в дубе. Цена примерно 350 грн. на прилавке.

 

 8. ROXBURG Шардонне. 1999 год.

— Цвет — золотистый, тёмный.

— Аромат: резины.

— Вкус: такое впечатление, что это Шардоне спёрли с завода в резиновой грелке, примотав её скочем к… талии.  🙂 Причём в новой грелке, не отмытой от талька…

Жаль, вино уже умерло. Цена ок. $50,00.

 

 

 9. И в конце дегустации — «тёмный» сюрприз от Димы Толмачёва. 🙂

— Цвет — жёлто-зелёный.

— Аромат: элегантный, Шардоне, дубовой бочки.

— Вкус: сортовой Шардоне, полный, мощный, спиртуозный. Немного мешал картине лёгкий укроп в послевкусии. 🙂

В общем, когда все нацокались языками, обсуждая это Шардоне, Дима снял с бутылки обёртку. И оказался это… да, выдержанный в дубе, но: совиньон! Греция.

Вот так вот один профессионал «развёл» других профессионалов. Ну и любителей за компанию. 🙂

К сожалению, нам с Сашей Приходько пришлось покинуть компанию как раз в разгар наступившего после рабочей части веселья: поезда не ждут, к сожалению. Но было хорошо, приятно и очень интересно! Огромное спасибо организаторам Жене Зиневичу и Олегу Кравченко, а также всем присутствовавшим! С удовольствием буду приезжать на дегустации «Винолюба» ещё.

 

Запись опубликована в рубрике Дегустации с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
 

 

 

Комментарии (28) для Дегустация Шардоне в «Винолюбе»

  1. avatar Вася74 говорит:

    Ракию надо было ставить :-))))

  2. avatar Вася74 говорит:

    Удовольствие всегда в формате 🙂

  3. Приветствую.
    Вася ну при чем тут ракия, сам факт что на дегустацию Шардоне попал образец Совиньон блана в стиле Шардоне уже достаточно смело.
    —-
    Игорь, толково написал по дегустации. Конечно 6 и 7 образцы выделились на общем фоне, вино 8. ROXBURG Шардонне. 1999 год. это конечно веселый момент.)))
    Так же хочу отметить что на этой дегустации — 4 образца было в закрытом формате, т.е. была возможность пораскинуть мозгами.)))
    Что касается твоего вина. Все очень интересно в аромате, к тому же вино меняется во время дегустации, в аромате персики, дюшес… Но вкуса я хотел бы другого, остаточный сахар тут не причем, куда больше меня смущает уровень спирта — 15,1! Такого спиртуозного белого сухого или полусухого у нас на дегустациях еще не было, кому то такое понравится, но для меня предел 13, лучше 12,5. Думаю у винограда в этом году будет такая же проблема.
    Второй образец мне не очень понравился, подсолнухи я больше люблю на картинах Ван Гога.)))
    Что до первого образца, да это интересно, но пока не более, Женя Зиневич сказал — Бианкой пахнет, я с ним согласен, ароматика простого вина. Но есть уже от чего оттолкнуться, Шардоне без бочки, баттонажа и прочих наворотов не совсем Шардоне. Образец из Германии выдержанный в нерже подтверждает мои слова, все очень просто и незатейливо, хоть какую цену не ставь.

    • avatar Вася74 говорит:

      Александр, добрый день! Про ракию, конечно, была шутка :-)))) Шардоне Игоря еще не пробовал, а от ракии ОБАЛДЕЛ. Была мысль съездить на киновский завод попробовать разные коньяки, но нет … теперь пока не допью и думать не буду 🙂

    • avatar Игорь В. Заика говорит:

      Саша, спасибо!
      Как всегда, взвешенно и толково.
      Чегой-то остальные участники молчат… 😉

  4. Про ракию лучше не писать, что бы не было желания делать какие то проверки, не столько той ракии…
    Игорь через денек сотри.

  5. avatar The Daily Winegraph говорит:

    У винодела с Бейкуш, насколько я знаю, достаточно грамотный консультант.

    • avatar Игорь В. Заика говорит:

      Да, отдаю должное. Я, правда, про это особо не распространялся: сей консультант иногда непредсказуемо и довольно резко реагирует на всё, связанное с его персоной, так что я от греха подальше… 🙂

      • avatar The Daily Winegraph говорит:

        И то верно

      • avatar Б.А. говорит:

        Почему же непредсказуемо, очень даже всё предсказуемо. Ходить попрёк батьки не надо потому что. И п***дить чужое.

        • avatar Игорь В. Заика говорит:

          Потому что не по адресу. Непонятка была, признаю, но де-факто «слухи о моей смерти несколько преувеличены» (с).
          Я думал, год назад уже разобрались…

          • avatar Б.А. говорит:

            Разобрались, да (точнее был достигнут односторонний консенсус исключительно по одной единственной и известной Вам причине). Но «вскрылись новые подробности» как говорится — ведь о шардоне и рислинге из публичных источников Вы узнать никак не могли. Значит Вам продолжают «сливать» информацию. В каком виде — будем сейчас разбираться (не с Вами).

            • avatar Игорь В. Заика говорит:

              Что значит «сливать»? Мы в одном месте берём виноград, вместе его возим, и вполне естественно, что обмениваемся впечатлениями о его дальнейшей судьбе. Ваши «ноухау» мне никто не передавал, если Вас это беспокоит.
              Да, у меня в погребе лежат ещё несколько бутылок вина с Бейкуш вайнери, и на вопрос «из чего сделано вон то вино, которое ты мне передал» хозяин винодельни отвечал «из такого-то Шардоне и такого-то Рислинга». По-вашему, это тоже «слив»? А по-моему, ответ на вопрос — что я буду пить. Как-то так…
              Я таки явно был прав выше по поводу Вашей непредсказуемой реакции.
              P.S. Вы уверены, что эта разборка и дальше должна быть публичной? Я — нет.

  6. avatar Б.А. говорит:

    А год какой Бейкушевского пробовали, 2010 или 2011? Они, в общем-то, достаточно сильно отличаются, начиная с винификации и заканчивая выдержкой и купажем.

    2010-ый де факто «купажное», как правильно отметил опоздавший Дима — там шардоне 85%, остальное — два других белых сорта. «Де юре» (по правилам OIV) оно, конечно, сортовое. Винификация была в стали, выдержка на тонком осадке — в бочке из украинского дуба 6 месяцев. Вот дуб этот как-то начал сейчас сильно выпирать и мне лично вино нравится гораздо меньше, чем полгода назад, к примеру.

    2011-ый — гораздо более классический шардоне, винифицированный и выдержанный во французской бочке на полном осадке с батоннажем и пр. примочками.

    • avatar Игорь В. Заика говорит:

      По моим данным, 2011-й. Отправлял не лично Женя, поэтому можно уточнить, что в посылку положили.

  7. avatar Б.А. говорит:

    Игорь, вот объясните мне такую вещь: у Вас вино 15,1% алкоголя и п/сх, но видимо по верхней границе (раз народ его определяет как полусладкое — это сколько? 30 г/л?). Как-то плохо верится, что в ваших условиях шардоне может достигнуть 17,5% ГПА натуральным образом, даже если подвяливать (учитывая его непереносимость к плесневым заболеваниям, в т.ч. к ботритису). Т.е. Вы его и крепили, и сахар добавляли?? Зачем??

    • avatar Игорь В. Заика говорит:

      Биссо, Вы спрашиваете или утверждаете? Может, вначале дождётесь ответа, а потом будете «клеймить врагов»?
      Это вино я не крепил и сахар в него не добавлял! Естественная остановка брожения. Его описание и точный анализ давно выложены здесь. Сахара там 18 г/л на 15,1 спирта, если верить лаборатории НИИ Таирова.
      И Вы прекрасно знаете этот виноград, у вас тоже он был «с того же куста». В нём сахара было 27 Бри как минимум, а может и все 28. Вы его с Рислингом смешали, вроде как… Припоминаете?

      • avatar Б.А. говорит:

        Потратил сутки, чтоб найти данные по приёму этого винограда: плотность сусла 1115 (в «ваших» единицах это равно примерно 23,8% сахаристости или 26,3 Брикс), рН 3,82. Такой сахар даёт максимум 14,2% ГПА, а у Вас — 16,2%. Ещё 32 грамм сахара на литр откуда взялись, если куст тот же? Вот я и спрашиваю.

        Плюс, сами понимаете, при таких показателях сделать из этого что-то дельное категорически нельзя (кроме как если «выкрутиться» случайным образом, как Женя сделал) — даже подкислить «в рамках закона» не спасёт никак. Но Украине законы не писаны (ибо, как оказалось, она даже уже не наблюдатель в OIV!), так что какие тут к чёрту правила… Вот и появляются «натуральным образом» лишние градусы.

        • avatar Игорь В. Заика говорит:

          Биссо, Вы намеренно не замечаете мои слова в предыдущем комментарии о том, что я не добавлял сахар и спирт в Шардоне?
          Там, где я это делаю — я прямо об этом пишу (Червоне-Біле мускатні вина, вермуты). Смысл мне врать-то, делая 100 литров вина? Я хочу, чтобы оно было максимально качественным и честным.

          Тоже поднял записи.
          У меня сахар 26, рН 3,5. Учитывая, что я занижаю показания рефрактометра на единицу, то он наверняка показывал 27.
          Добавлял 1,6г винной кислоты после осветления, чтобы сбить рН до 3,3, после чего запустил дрожжи. Брожение продолжалось почти 2(!) месяца.
          Как видите, данные наших «лабораторий» несколько отличаются… Кстати, мой расчётный спирт должен был быть 13…14% максимум.
          Вот как-то так. Мне тоже повезло выйти из положения с этим виноградом путём получения полусухого вина. Если бы дрожжи доработали сахар до конца, то сухое с 16 спирта — действительно, только в купаж…
          Есть ещё вариант — ошибка лаборатории НИИ Таирова. Но это чисто теоретически, лаборатория ведь не дворовая. Хотя чудес не бывает, дополнительного сахара в сусле не было. Или дело в анализе, или виноград таки не с одного куста, а с соседнего…

          Вы бы лучше вместо поиска чёрной кошки в тёмной комнате, в которой её нет «где Заика врёт», помогли бы объяснить сей феномен.
          Договаривались, что ближе к урожаю я передам Жене своего вина — можете сделать свою проверку…

          • avatar Б.А. говорит:

            Есть ещё вариант — ошибка лаборатории НИИ Таирова. Но это чисто теоретически, лаборатория ведь не дворовая. — ой ли. Я им возвращаю 4 из 10 анализов как минимум, потому как люди, которые их пишут, даже не пытаются думать головой. Зря Вы к ним относитесь, как к филиалу Небесной канцелярии, ещё та конторка, скажу я Вам. Так что «феномен» даже и объяснять не надо — я бы просто повторил бы анализы.
            «Наши» лаборатории не отличаются — окончательные анализы у Жени тоже Таирова делает, начальные, правда, я им не доверяю (хотя надо отдать должное рН-метр у Жени иногда сильно шалить). Вы разве сами не меряете плотность сусла до начала ферментации? Если Вы его мерили и оно было 13-14% ГПА, то анализ на 15,1% конечного алкоголя надо возвращать таировцам сразу и не стесняясь.
            А рефрактометр у Вас в чём меряет? В бриксах или «советских» процентах?
            Я не говорю, что Вы врёте. Просто если виноград «с одного куста» то, что у Вас, не может быть, потому что не может быть никогда.

            • avatar Игорь В. Заика говорит:

              Вот и я о том же: чудес не бывает. Да, нужно задуматься об анализах. То, что Вы рассказали про лабораторию Таирова, заставляет взглянуть на всё по новому. Я там делал анализы «в обязаловку» как допуск к участию в фестивале, типа что у меня вино, а не г**но, поэтому о переделывании речь не идёт. Бумага с печатью была — и ладно.
              Это, кстати, не первая дегустация, где фишка — удивить народ потом цифрой алкоголя. Ну не чувствуется там 15%! Вполне возможно ошибка в спирте на единицу. Тогда всё сойдётся.
              Попробую договориться на анализ в Магараче.

              Первичный анализ я делаю сам: рефрактометр у меня немецкий, не китайский, с компенсациями, шкал три в разных единицах, я ессно отчитываю в Бриксах. рН тоже измеряю сам, на месте. Плотность не измерял, как-то обходился. Может, с этого сезона начну, если найду хороший ареометр.
              Кстати, чтобы рН-метр не шалил, есть простое средство: бутылочка с калибровочной жидкостью (у меня с рН=4,0), и перед каждым измерением поверить прибор.

  8. avatar Б.А. говорит:

    Кстати, чтобы рН-метр не шалил, есть простое средство: бутылочка с калибровочной жидкостью (у меня с рН=4,0) 🙂 Вообще-то рН-метр надо калибровать как минимум на 2 точках, а то и на трёх (4, 7 и 10), одной недостаточно.
    А во время ферментации как Вы измеряете оставшийся сахар? Тоже рефрактометром.
    И последнее: «осветление белого сусла» это термин советской винной науки или «виноделов-энтузиастов», гуляющих по разным форумам? Ибо в западной оной осветляют только красные вина, а белые сусла декантируют или делают дебурбаж.

    • avatar Игорь В. Заика говорит:

      Сахар в процессе брожения я не измерял — не было такой необходимости.
      По терминам. Биссо, Вы Солженицына читали? «Раковый корпус»? 😉 Был там персонаж, который все иностранные слова заменял русскими, называя их «птичьими». Вот мне как-то близка его позиция…
      Без фанатизма, конечно, с учётом прочно внедрившихся слов и терминов. Но если есть общепонятное слово того языка, на котором идёт общение, я — заменяю. Да и термины «советской винной науки» сами по себе что, портят вино? 🙂
      Вы живёте в Европе, общаетесь с тамошними специалистами, Вам это естественнее. На каком языке вы общаетесь? Наверняка не на русском. А я живу здесь и общаюсь с местными. Часто вообще с косноязычными… И органичнее здесь звучат «осветление сусла», «перемешивание шапки», «выдержка на осадке» чем «декантация» (хотя к вину я этот термин применяю), «пижаж» и «сюрлей». Достаточно, что я их знаю и при необходимости Вас пойму. А например «делестаж» проще говорить так, потому что всё равно приходится объяснять, что это такое, так и заодно пусть слово запоминают. 🙂

      И потом, разные у нас миссии. Вы видите что-то негативное в том, чтобы «гулять по форумам» и просвещать людей, решивших делать вино? Чтобы эти люди делали его не «по рецептам» с говносайтов типа «на ведро винограда 4 литра воды и 2 килограмма сахара», а максимально приближённо к классической технологии? Я — нет, мне «не западло», и близки люди, которые это делают. Главное, чтобы делали они это качественно, без глупостей. Если меньше украинцев будут пить пойло, а перейдут на качественное домашнее вино — буду считать свою миссию выполненной. Пусть даже это будет сотня «домашних виноделов» и пять сотен членов их семей и гостей на застольях.
      Я в том числе ради этого создал свой блог и веду его. Если человек хочет учиться — буду рассказывать, бесплатно, и буду рад, искренне рад, если кто-то найдёт у меня подсказку, как сделать своё вино лучше и где он ошибался. Чем таких как я будет больше — тем лучше.
      А термины… Кто захочет — поедет учиться в Монпелье и там выучит. 🙂

      • avatar Б.А. говорит:

        Термины из какой-либо области науки на русском языке, уважаемый Игорь, преподают не в Монпелье и не в Бордо и на всякий случай не в Турине. И я Вас спрашивал откуда этот один конкретный термин, а не просил высказать свою позицию по применению разной терминологии в местном виноделии, рассказать о целях и задачах этого блога и о Вашей жизненной миссии (с помощью каких средств Вы помогаете другим делать вино лучше, я уже имел возможность ознакомиться). Ваши читатели, наверное, Вам будут благодарны за такие разъяснения, а мой вопрос остался неотвеченным.

        • avatar Игорь В. Заика говорит:

          Я, извиняюсь, не предполагал, что Вы всерьёз задаёте вопрос о происхождении этого термина.
          Так говорит мой консультант, мои коллеги, с которыми общаюсь, также употребляют этот термин, а не «дебурбаж», так говорят виноделы в Магараче и в Таирова.
          Вот на скорую руку нашёл у Герасимова: в разделе технологии белых вин используется термин «осветление сусла отстаиванием», стр. 170.
          Так что мой ответ на Ваш вопрос: это термин И советской винной науки, И «виноделов-энтузиастов, гуляющих по разным форумам».

      • avatar Б.А. говорит:

        ПС — не «сюрлей», а «сюр ли».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *